Линский (настоящая фамилия - Шлезингер) Михаил Семенович
(Соломонович)
http://www.samisdat.com/5/22/5221-l.htm
Михаил Семенович Линский... Еще одно полузабытое
имя "серебряного века" отечественной культуры. Популярнейший
карикатурист, автор скетчей, пародий, киносценариев, журналист,
театральный антрепренер - всеобщий любимец, талантливый, обаятельный,
небрежно элегантный. Даже ехидные одесские газетчики отзывались
о нем с неизменной симпатией. "М.Линский. Известен как
карикатурист, но и пишет очень недурно. По внешности вполне
европеец, чем (вместе еще кое с кем) заметно выделяется в
среде одесских журналистов", - отмечал, к примеру, Е.Зозуля.
В течение многих лет остроумные и точные рисунки М.Линского
появлялись на страницах таких популярных одесских изданий,
как газета "Одесские новости", журналы "Крокодил",
"Южная неделя", "Бомба", "Театр и
кино". Это были злободневные политические карикатур ы,
шаржи на известных людей, серии зарисовок - "Провинциальные
силуэты", "Вся Одесса", "Муниципальная
Одесса", "Финансовая Одесса", "В литературно-артистическом
обществе" и др.
Биографию Линского приходится восстанавливать по обрывкам
архивной и газетной информации, очень многое пока остается
неизвестным. Собственно, первые сведения об уроженце Николаева
Михаиле Линском относятся к периоду его учебы в Одесской рисовальной
школе.
В 1901 г. следы Линского обнаруживаются в Одессе и в Николаеве,
откуда он посылает два письма А.П.Чехову, рассказы которого
пробует иллюстрировать. В частности, художник сообщает, что
у него готовы этюды и эскизы к "Пестрым рассказами".
В 1905 г. в Одессе вышли два номера сатирического журнала
"Звон", отклик одесских художников и журналистов
на события первой русской революции. Среди сотрудников журнала
- М.Линский, выступающий под псевдонимом "де Линь".
С 1906 по 1915 гг. Карикатуры Линского становятся неизменной
принадлежностью "Одесских новостей".
В 1906 г. художник выпустил первый из задуманной серии альбомов
"Шаржи. Вып.1. Городские и общественные деятели".
Среди сорока восьми шаржей, составивших альбом, можно найти
изображения таких популярных в то время в Одессе лиц, как
А.Анатра, К.Березовский, З.Ашкенази, Г. Маразли и др.
В том же 1906 г. Линский впервые попробовал себя как художественный
критик. Достаточно традиционный в своей графике, он легко
воспринимал и приветствовал новое в искусстве. Именно Линский
предсказал блестящую будущность юному дебютанту XVII выставки
южнорусских художников Вольфу Баранову (впоследствии - одному
из мэтров авангардистского искусства XX века, известному во
всем мире под именем Владимира Баранова-Россинэ).
В декабре 1909-го - январе 1910-го Линский принял участие
в знаменитом первом Салоне скульптора В.Издебского - международной
художественной выставке, впервые познакомившей Одессу с последними
течениями в европейском искусстве, с творчеством таких мастеров,
как М.Дени, Ф.Валлотон, А.Матисс, А.Марке, О.Редон, А.Руссо
и др. Выставленные в Салоне под общим названием "Кривое
зеркало" необычные шаржи-куклы Линского были распроданы
в первые же дни. Жаль, что сегодня мы не знаем, где эти работы
да и на кого создал шаржи художник...
В 1913 г. Линский опять выступает в новом
качестве, на этот раз - антрепренера театра "Миниатюр".
Ежевечерние программы театра составляли скетчи и сценки популярных
авторов (А.Аверченко, Ф.Сологуба С.Юшкевича, Шолом-Алейхема
и др.), по эскизам художника Б .Антоновского в стиле оживших
лубков была поставлена серия миниатюр, объединенных названием
"Народные песни", впервые в Одессе было показано
"Revue de la Mode", где живые модели демонстрировали
публике новейшие парижские туалеты. "Сам М.Линский сидит
на последней скамье в конце зала и через море голов и шляп
устремляет взоры на сцену. В глазах его выжидательно-тревожное
выражение: ну, что?" - писал репортер "Одесского
понедельника" в заметке об открытии театра. В "Миниатюрах"
работал молодой Л.Утесов. Играл там и популярнейший в то время
актер театров варьете и кабаре Я.Южный. Линский обожал всевозможные
розыгрыши. С помощью актеров своего театра он устроил торжественную
встречу на вокзале поддельного Макса Линдера (за два дня до
приезда в Одессу настоящего!). Причем публика далеко не сразу
поняла, что ее дурачат.
Антреприза просуществовала весь сезон 1913-14
гг., первый опыт театральной деятельности Линского можно было
считать относительно удачным.
21 октября 1915 г. газета "Одесское обозрение театров"
сообщила: "Талантливый карикатурист "Одес.нов."
М.С.Линский навсегда покинул Одессу".
С октября 1915-го до августа 1918 г. Линский жил в Петрограде
и Москве. Сотрудничал в "Биржевых ведомостях" и
"Новом сатириконе", писал для журналов, театров
миниатюр, пробовал себя как киносценарист, продолжал театральную
деятельность.
Через год после отъезда Линский вновь появляется в родном
городе. 24 сентября 1916 года журнал "Театр и кино"
осведомлял: "В Одессе гостил художник-карикатурист М.С.Линский,
выехавший в Петроград". Но в этот приезд Линский не просто
"гостил": по информации того же журнала, "фабрикой
кинематографических картин "Акц. Общ. А.О.Дранкова и
Ко" уже производятся съемки картины "Черный Том"
по сценарию и в постановке художника М.С.Линского". Фильм
был сделан по мотивам романсов Изы Кремер, она же снялась
в главной роли.
Увлечение Линского кинематографом вовсе не
означало, что он отказался от других видов деятельности. В
мае 1917 г. в Петрограде он начинает издавать иллюстрированный
сатирический журнал "Барабан", просуществовавший
около года. В "Путеводителе по прессе" М. Ефимова
ему дается такая шутливая характеристика: "Филиальное
отделение "Нового Сатирикона". Руководящие принципы,
положенные в основу издания: 1) Все для войны и революции.
2) Утилизация отбросов. Редактирует М.Линский. Пишет М.Линский.
Рисует талантливый М.Линский" (цит. по кн.: "Яичница
всмятку, или Несерьезно о серьезном". - М., 1992).
В сентябре 1918 г. он уже в Киеве, выпускает
еженедельную иллюстрированную газету "Зритель",
"посвященную театру и общественной жизни". Вернувшись
в Одессу, много работает в одесской прессе, пока в конце 1919
г. не решается эмигрировать. "Художник М.С.Линский /.../
уехал в Константинополь, где будет руководить театральной
частью одного из местных кабаре", - появилось сообщение
в крошечной одесской газете "Театр" (1919. 17-18
дек.) В Константинополе художник пробыл недолго. Волна эмиграции
унесла его дальше, в Париж.
О парижской жизни известно немногое: сотрудничал в русских
эмигрантских газетах, редактировал сатирический журнал "Бич",
помещал политические карикатуры во французских газетах и журналах.
Не оставлял и работу в кино. В 1930 г. в Берлине состоялись
премьеры двух фильмов, снятых по сценариям Линского на берлинских
студиях: "Белый дьявол" по повести Л.Толстого ""Хаджи
Мурат" с И.Мозжухиным в главной роли и "Тройка",
где сыграли О.Чехова и М.Чехов.
Эти скудные факты все-таки дают возможность понять, что и
в эмиграции Линский был деятелен и энергичен, сохранил разнообразие
своих профессиональных устремлений.
О последних днях художника рассказал Дон Аминадов книге "Поезд
на третьем пути": "Во время оккупации Парижа бывший
балетный фигурант и немецкий наймит, по фамилии Жеребков,
с удивительной прозорливостью докопался и открыл, что бывший
принц де Линь был всего-навсего уроженец города Николаева
Шлезингер, на основании чего, и по приказу генерала фон Штульпнагеля,
в одно прекрасное последнее утро, за крепостными валами Монружа,
уже не с легкой проседью в подстриженной бородке, а белый
как лунь и белый как полотно, Михаил Семенович Линский был
расстрелян и зарыт в братской могиле в числе первых ста заложников".
В Одессе сохранилась часть художественного наследия Линского:
более 100 оригинальных рисунков в отделе редких изданий и
рукописей научной библиотеки им. М.Горького, есть его работы
в Одесском художественном музее и в частных собраниях. В статье
Л.Гроссма на "Исторический музей Одессы", опубликованной
в "Одесском листке" 13 марта 1916 г., есть строки
посвященные библиотечной коллекции: "Здесь имеется целый
альбом оригинальных рисунков М.С.Линского, которые со временем
несомненно войдут в историю не только одесской, но и общерусской
карикатуры". К сожалению, предсказание Гроссмана не исполнилось.
И не художник был тому виной - минувшие десятилетия вычеркнули
из отечественной истории и из памяти людей многие имена.
Рисунки М.Линского достойны возвращения из забвения, достойна
этого и неординарная, многогранная личность мастера. Именно
эту задачу ставит перед собой выставка М.Линского, которую
организует библиотека им. Горького.
Ольга
БАРКОВСКАЯ
http://www.paco.net/odessa/media/odessa/0298/38.htm
|