Hammerok2001@yandex.ru
ICQ: 309558495

Линский Михаил Лазаревич

Главная
Фотоальбом
Моё родословное дерево
Форум

 

Линский (настоящая фамилия - Шлезингер) Михаил Семенович (Соломонович)

http://www.samisdat.com/5/22/5221-l.htm


Михаил Семенович Линский... Еще одно полузабытое имя "серебряного века" отечественной культуры. Популярнейший карикатурист, автор скетчей, пародий, киносценариев, журналист, театральный антрепренер - всеобщий любимец, талантливый, обаятельный, небрежно элегантный. Даже ехидные одесские газетчики отзывались о нем с неизменной симпатией. "М.Линский. Известен как карикатурист, но и пишет очень недурно. По внешности вполне европеец, чем (вместе еще кое с кем) заметно выделяется в среде одесских журналистов", - отмечал, к примеру, Е.Зозуля.

В течение многих лет остроумные и точные рисунки М.Линского появлялись на страницах таких популярных одесских изданий, как газета "Одесские новости", журналы "Крокодил", "Южная неделя", "Бомба", "Театр и кино". Это были злободневные политические карикатур ы, шаржи на известных людей, серии зарисовок - "Провинциальные силуэты", "Вся Одесса", "Муниципальная Одесса", "Финансовая Одесса", "В литературно-артистическом обществе" и др.
Биографию Линского приходится восстанавливать по обрывкам архивной и газетной информации, очень многое пока остается неизвестным. Собственно, первые сведения об уроженце Николаева Михаиле Линском относятся к периоду его учебы в Одесской рисовальной школе.
В 1901 г. следы Линского обнаруживаются в Одессе и в Николаеве, откуда он посылает два письма А.П.Чехову, рассказы которого пробует иллюстрировать. В частности, художник сообщает, что у него готовы этюды и эскизы к "Пестрым рассказами".
В 1905 г. в Одессе вышли два номера сатирического журнала "Звон", отклик одесских художников и журналистов на события первой русской революции. Среди сотрудников журнала - М.Линский, выступающий под псевдонимом "де Линь". С 1906 по 1915 гг. Карикатуры Линского становятся неизменной принадлежностью "Одесских новостей".
В 1906 г. художник выпустил первый из задуманной серии альбомов "Шаржи. Вып.1. Городские и общественные деятели". Среди сорока восьми шаржей, составивших альбом, можно найти изображения таких популярных в то время в Одессе лиц, как А.Анатра, К.Березовский, З.Ашкенази, Г. Маразли и др.
В том же 1906 г. Линский впервые попробовал себя как художественный критик. Достаточно традиционный в своей графике, он легко воспринимал и приветствовал новое в искусстве. Именно Линский предсказал блестящую будущность юному дебютанту XVII выставки южнорусских художников Вольфу Баранову (впоследствии - одному из мэтров авангардистского искусства XX века, известному во всем мире под именем Владимира Баранова-Россинэ).
В декабре 1909-го - январе 1910-го Линский принял участие в знаменитом первом Салоне скульптора В.Издебского - международной художественной выставке, впервые познакомившей Одессу с последними течениями в европейском искусстве, с творчеством таких мастеров, как М.Дени, Ф.Валлотон, А.Матисс, А.Марке, О.Редон, А.Руссо и др. Выставленные в Салоне под общим названием "Кривое зеркало" необычные шаржи-куклы Линского были распроданы в первые же дни. Жаль, что сегодня мы не знаем, где эти работы да и на кого создал шаржи художник...

В 1913 г. Линский опять выступает в новом качестве, на этот раз - антрепренера театра "Миниатюр". Ежевечерние программы театра составляли скетчи и сценки популярных авторов (А.Аверченко, Ф.Сологуба С.Юшкевича, Шолом-Алейхема и др.), по эскизам художника Б .Антоновского в стиле оживших лубков была поставлена серия миниатюр, объединенных названием "Народные песни", впервые в Одессе было показано "Revue de la Mode", где живые модели демонстрировали публике новейшие парижские туалеты. "Сам М.Линский сидит на последней скамье в конце зала и через море голов и шляп устремляет взоры на сцену. В глазах его выжидательно-тревожное выражение: ну, что?" - писал репортер "Одесского понедельника" в заметке об открытии театра. В "Миниатюрах" работал молодой Л.Утесов. Играл там и популярнейший в то время актер театров варьете и кабаре Я.Южный. Линский обожал всевозможные розыгрыши. С помощью актеров своего театра он устроил торжественную встречу на вокзале поддельного Макса Линдера (за два дня до приезда в Одессу настоящего!). Причем публика далеко не сразу поняла, что ее дурачат.

Антреприза просуществовала весь сезон 1913-14 гг., первый опыт театральной деятельности Линского можно было считать относительно удачным.
21 октября 1915 г. газета "Одесское обозрение театров" сообщила: "Талантливый карикатурист "Одес.нов." М.С.Линский навсегда покинул Одессу".
С октября 1915-го до августа 1918 г. Линский жил в Петрограде и Москве. Сотрудничал в "Биржевых ведомостях" и "Новом сатириконе", писал для журналов, театров миниатюр, пробовал себя как киносценарист, продолжал театральную деятельность.
Через год после отъезда Линский вновь появляется в родном городе. 24 сентября 1916 года журнал "Театр и кино" осведомлял: "В Одессе гостил художник-карикатурист М.С.Линский, выехавший в Петроград". Но в этот приезд Линский не просто "гостил": по информации того же журнала, "фабрикой кинематографических картин "Акц. Общ. А.О.Дранкова и Ко" уже производятся съемки картины "Черный Том" по сценарию и в постановке художника М.С.Линского". Фильм был сделан по мотивам романсов Изы Кремер, она же снялась в главной роли.

Увлечение Линского кинематографом вовсе не означало, что он отказался от других видов деятельности. В мае 1917 г. в Петрограде он начинает издавать иллюстрированный сатирический журнал "Барабан", просуществовавший около года. В "Путеводителе по прессе" М. Ефимова ему дается такая шутливая характеристика: "Филиальное отделение "Нового Сатирикона". Руководящие принципы, положенные в основу издания: 1) Все для войны и революции. 2) Утилизация отбросов. Редактирует М.Линский. Пишет М.Линский. Рисует талантливый М.Линский" (цит. по кн.: "Яичница всмятку, или Несерьезно о серьезном". - М., 1992).

В сентябре 1918 г. он уже в Киеве, выпускает еженедельную иллюстрированную газету "Зритель", "посвященную театру и общественной жизни". Вернувшись в Одессу, много работает в одесской прессе, пока в конце 1919 г. не решается эмигрировать. "Художник М.С.Линский /.../ уехал в Константинополь, где будет руководить театральной частью одного из местных кабаре", - появилось сообщение в крошечной одесской газете "Театр" (1919. 17-18 дек.) В Константинополе художник пробыл недолго. Волна эмиграции унесла его дальше, в Париж.
О парижской жизни известно немногое: сотрудничал в русских эмигрантских газетах, редактировал сатирический журнал "Бич", помещал политические карикатуры во французских газетах и журналах.
Не оставлял и работу в кино. В 1930 г. в Берлине состоялись премьеры двух фильмов, снятых по сценариям Линского на берлинских студиях: "Белый дьявол" по повести Л.Толстого ""Хаджи Мурат" с И.Мозжухиным в главной роли и "Тройка", где сыграли О.Чехова и М.Чехов.
Эти скудные факты все-таки дают возможность понять, что и в эмиграции Линский был деятелен и энергичен, сохранил разнообразие своих профессиональных устремлений.
О последних днях художника рассказал Дон Аминадов книге "Поезд на третьем пути": "Во время оккупации Парижа бывший балетный фигурант и немецкий наймит, по фамилии Жеребков, с удивительной прозорливостью докопался и открыл, что бывший принц де Линь был всего-навсего уроженец города Николаева Шлезингер, на основании чего, и по приказу генерала фон Штульпнагеля, в одно прекрасное последнее утро, за крепостными валами Монружа, уже не с легкой проседью в подстриженной бородке, а белый как лунь и белый как полотно, Михаил Семенович Линский был расстрелян и зарыт в братской могиле в числе первых ста заложников".
В Одессе сохранилась часть художественного наследия Линского: более 100 оригинальных рисунков в отделе редких изданий и рукописей научной библиотеки им. М.Горького, есть его работы в Одесском художественном музее и в частных собраниях. В статье Л.Гроссма на "Исторический музей Одессы", опубликованной в "Одесском листке" 13 марта 1916 г., есть строки посвященные библиотечной коллекции: "Здесь имеется целый альбом оригинальных рисунков М.С.Линского, которые со временем несомненно войдут в историю не только одесской, но и общерусской карикатуры". К сожалению, предсказание Гроссмана не исполнилось. И не художник был тому виной - минувшие десятилетия вычеркнули из отечественной истории и из памяти людей многие имена.
Рисунки М.Линского достойны возвращения из забвения, достойна этого и неординарная, многогранная личность мастера. Именно эту задачу ставит перед собой выставка М.Линского, которую организует библиотека им. Горького.

Ольга БАРКОВСКАЯ

http://www.paco.net/odessa/media/odessa/0298/38.htm

 

Используются технологии uCoz